EnglishНа русском

Ефективна економіка № 9, 2013

УДК 338.486.3: 379.8

 

А. С. Окуловский,

аспирант кафедры менеджмента предпринимательской деятельности,

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАМНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В РЕГУЛИРОВАНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АР КРЫМ

 

A. S. Okulovskyi,

Postgraduate student of Management of Entrepreneurship Department

Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol

 

FORECAST OF SOCIAL AND ECONOMIC INDICATORS OF THE APPLICATION OF PROGRAM-TARGET APPROACH IN MANAGEMENT OF THE RESOURCE POTENTIAL OF CRIMEA

 

Рассмотрены преимущества программно-целевого метода в управлении использованием ресурсного потенциала территории. Представлены прогнозируемые результаты реализации программы увеличения продолжительности туристского сезона и обеспечения пространственной равномерности использования туристско-рекреационного потенциала для развития регионального туризма, повышения социальных и экономических показателей.

 

The advantages of the program-target method in the management of the resource potential of the area were considered. The expected results of implementation of The Program to increase the duration of the tourist season and to provide spatial uniformity of the tourism potential for the development of regional tourism are delivered, improve the social and economic indicators is presented.

 

Ключевые слова: программно-целевой метод, управление, регулирование, туристско-рекреационный потенциал, регион.

 

Keywords: program-target method, management, regulation, tourist and recreational potential, region.

 

 

Постановка проблемы. Вопросы развития туристско-рекреационной сферы сегодня стоят в ряде первоочередных задач экономической стабильности и развития экономики Украины. В Украине туризм провозглашен одним из приоритетных направлений развития экономики и культуры и создаются условия для туристической деятельности [1, статья 6]. Реализация государственной политики в области туризма осуществляется государственными и региональными органами власти. Международный опыт свидетельствует о том, что успешное развитие туристского комплекса страны и расширение экспорта туристских услуг требуют активного государственного участия.

Обзор последних исследований и публикаций за данной проблемой. Экономические исследования туристской проблематики по вопросам экономической и социальной эффективности развития туризма как отрасли, теоретического обоснования путей перспективного использования туристского потенциала и механизмов управления этим процессом отражены в работах украинских и зарубежных специалистов.

Морозов В.А. считает, что «туристический потенциал можно определить как совокупность всех средств и возможностей, способствующих развитию туризма на территории» [2, с. 85]. В свою очередь, Брусокене Т. В. считает, что «туристский потенциал региона – это все скрытые, нереализованные возможности (ресурсы), которые имеются у региона и которые могут быть реализованы для решения задач региональной туристской деятельности» [3, с. 7].

Авторы монографии: Дорогунцов С. И., Хвесик М. А., Горбач Л. М., Пастушенко П. П., рассматривая экономический аспект туризма, сформулировали определение «экономический туристский потенциал» как «способность субъектов хозяйствования и органов управления формировать туристский (рекреационный) продукт территории путем использования совокупных ресурсов развития территории с целью удовлетворения потребностей населения и целевых рынков» [4, с. 14].

Для предотвращения последствий неравномерного использования туристско-рекреационного потенциала требуется целевое государственное регулирование.

Формулирование задачи исследования. Цель статьи – представить социальные и экономические результаты применения программно-целевого метода в управлении  использованием туристско-рекреационного потенциала региона.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В процессе углубления территориального разделения труда отдельные регионы специализируются на тех видах деятельности, для развития которых они имеют наиболее благоприятные условия. Общим для всех типов регионов является то, что их развитие связано с преобладающим видом ресурса, определяющим их специализацию. В Украине любой регион обладает ресурсами, которые могут быть в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, политического, технического, экологического характера.

Туризм основан на целевом использовании туристских ресурсов, которые являются объектами туристского интереса, потенциально способными удовлетворять потребности людей, возникающие у них в процессе занятий туризмом. Однако ресурсный потенциал туризма в каждом регионе индивидуален ввиду различий в составе, количественных и качественных характеристиках туристских ресурсов. Поэтому влияние, изучение и оценка туристских ресурсов выступает необходимым первоначальным условием планирования развития туризма в регионе и формирования регионального туристского продукта.

От характера туристских ресурсов региона, их ценности, количества и доступности зависит возможность отнесения туризма к числу приоритетных сфер деятельности (вида специализации) региона или к второстепенным направлениям хозяйства. Решающим фактором, определяющим специализацию территории на удовлетворении рекреационных потребностей выступает природный фактор (географическое положение, природные условия, рекреационные ресурсы).

Реализуемые стратегии по снижению сезонной неравномерности в туризме, применяемые в различных странах, могут быть применены в Украине и ее регионах по отдельности или в совокупности (табл. 1).

 

Таблица 1.

Государственные стратегии по снижению сезонной неравномерности в туризме

Регулирование периодов отпусков, каникул, праздников.

Сглаживание сезонных пиков и провалов туристской активности.

Принятие мер для увеличения активности на рынке труда, а так же поощрение мобильности рабочей силы (в том числе путем открытия рабочих виз в период высокого сезона).

Компенсация недостатка сезонных рабочих.

Предоставление консультационных услуг бизнесу (маркетинг, финансовое планирование).

Устранение финансовых проблем субъектов туристского рынка.

Предоставление кредитов, субсидий, займов для развития субъектов туристского рынка.

Предоставление возможности создания или развития бизнеса, а так же развитие дестинации.

Предоставление налоговых льгот (в том числе на топливо).

Поощрение путешествий в удаленные дестинации.

Принятие мер для защиты и восстановления окружающей среды.

Ослабление ущерба экологии дестинации в пиковый сезон.

Поддержка событийного туризма.

Увеличение объема прибыли.

Восстановление и развитие инфраструктуры.

Поощрение путешествий в удаленные дестинации.

Развитие различных связей между субъектами туристского рынка.

Помощь в конкурентной борьбе между субъектами туристского рынка различных дестинаций.

Организация и продвижение фестивалей, ярмарок и т.д. (событийный туризм).

Увеличение посещаемости в низкий сезон.

 

Предоставление доступа к природным объектам и территориям, закрытым для посещения в пиковый сезон.

Увеличение посещаемости в низкий сезон.

 

Развитие инфраструктуры.

Увеличение посещаемости в низкий сезон.

 

Маркетинговые кампании.

Сглаживание сезонных пиков и провалов туристской активности.

 

Крым сохраняет позиции ведущего рекреационного региона Украины т.к. является уникальной местностью относительно формирования условий для рекреации и территорией с комфортными природными условиями, специализируются на удовлетворении рекреационных потребностей населения страны. Высокий потенциал развития туризма и рекреации в Крыму характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов (табл. 2).

 

Таблица 2.

Ресурсный потенциал  рекреации и туризма Крыма

№ п/п

Параметры

Значения

1

Продолжительность комфортного периода для летних видов рекреации

120-150 дней

2

Протяженность пляжей

517 км

3

Расчетная единовременная емкость пляжей

более 2,5 млн.  чел.

4

Суммарный дебит лечебных минеральных вод

151,1 тыс. м3/сутки

5

Суммарные запасы лечебных грязей

24 млн. м3

6

Количество объектов для спелеотуризма

160

7

Природно-заповедный фонд

(5 государственных заповедников, 33 заказника; 10 заповедных урочищ)

153 объекта площадью 144,97 тыс. га

8

Ландшафтное разнообразие

100 аттрактивных природных объектов, 87 памятников природы

9

Число памятников культурного наследия Украины

12350, из них 150 внесены в списки ЮНЕСКО

10

Количество санаторно-курортных (оздоровительных)

544

11

Общий коечный фонд в месяц максимального развертывания

120,2 тыс. койко-мест

Источник: [5, с. 24]

 

Однако излишняя концентрация на традиционных природно-географических преимуществах региона и недоучет новых мировых тенденций в формировании потребительского спроса связаны с сезонными пиками и спадами в туризме, обуславливают низкие результаты деятельности. Следовательно, среди проблем, требующих решения при реализации туристско-рекреационного потенциала АР Крым, основной является территориальная неравномерность его использования в течение года в связи с небольшой продолжительностью активного сезона.

В обеспечении развития туристско-рекреационного потенциала Крыма широко используются программные методы государственного регулирования, в частности, государственные и региональные целевые программы:

Государственная программа развития туризма на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04. 2002 года № 583,

Об утверждении плана мероприятий по государственной поддержке развития сельского туризма на 2006-2010 годы, распоряжение Кабинета Министров Украины от 03.07.2006 г. № 373-р,

Об утверждении мероприятий по развитию иностранного и внутреннего туризма, распоряжение Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 г. N 390-р,

Основные направления развития санаторно-курортного и туристского (рекреационного) комплекса Автономной Республики Крым до 2010 года, утвержденные постановлением Верховной Радой АРК от 17.03.2004 г. № 849-3/04.

Концепция развития туризма в Севастополе до 2015 г.,  утвержденная решением городского Совета  №2866 от 16 октября 2007 г.

Стратегия социального и экономического развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг. (проект).

Рассмотрим изменения социальных и экономических показателей повышения равномерности использования туристско-рекреационного потенциала, обозначенных Стратегией социального и экономического развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 гг.. Среди социальных рассчитаем увеличение численности отдыхающих и численности занятых в обслуживании, а среди экономических – рост  налоговых поступлений в бюджет АР Крым от туристско-рекреационной деятельности.

С учетом реализации задачи увеличение с 37,8% до 60 % доли предприятий рекреационной сферы круглогодичного функционирования,  нами рассчитана дополнительная численность отдыхающих и количества работников с применением метода простой средней (табл. 3)

 

Таблица 3.

Статистические данные для прогноза увеличения круглогодичного функционирования санаторно-курортных учреждений

Года

Количество круглогодич-ных коек,

мест

Коэффици-ент загрузки,

%

Числен-ность работающих, чел.

Количество отдыхаю-щих, тыс. чел.

Количество отдыхаю-щих на 1 работника

2005

51259

65,1

46114

1171

25

2006

59022

62,5

41271

1249

28

2007

63844

66,1

41768

1278

31

2008

62524

63,2

39977

1308

28

2009

62049

58,2

38022

1071

33

2010

66924

61,7

41525

1161

28

2011

71872

62,4

37942

1132

30

В среднем в год

62499

62,7

40946

1196

29

Источник: составлено автором по показателям финансово-хозяйственной деятельности

предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса АРК по форме 1-СКТК за  2005-2011гг.

 

Увеличение на 22,2% доли предприятий рекреационной сферы круглогодичного функционирования вызовет необходимость роста  количества круглогодичных коек на 13875 мест, необходимых для обслуживания 265,51 тыс. отдыхающих. При среднем коэффициенте загрузки 62,7% за рассматриваемый период это позволит дополнительно принять 166,48 тыс. человек в год (табл. 4).

 

Таблица 4.

Расчет дополнительной численности отдыхающих и потребности в кадрах

Показатели

2011г.

Увеличение круглогодичного функционирования на 22%

Изменение

 

Количество круглогодичных коек, мест

71872

85747

13875

Численность отдыхающих, тыс. чел.

1132

1298,48

166,48

Численность работающих, чел., в т.ч.:

37942

43683

5741

- врачей (3,9% от общей численности)

1480

1704

224

- средний мед. персонал (11,2% от общей численности)

4250

4892

642

- иной персонал (84,9% от общей численности)

32212

37087

4875

 

Такое повышение численности отдыхающих вызовет дополнительную потребность в работниках санаторно-курортных учреждений и обеспечит трудоустройство около 5,8 тыс. человек.

Таким образом, развитие рекреации и туризма в регионе позволяет решать проблему занятости крымчан и  роста их семейного благосостояния.

Наряду с социальными результатами использования туристско-рекреационного потенциала региона необходимо учитывать и экономические результаты. Для прогнозирования объема налоговых поступлений в бюджет АР Крым от туристско-рекреационной деятельности был  использован метод прогнозной экстраполяции по одномерному временному ряду.

Для повышения точности экстраполяции была применена корректировка общей части кривой развития (тренда) в соответствии с реальным опытом развития объекта. Кривая динамического ряда, описывающая закономерности изменения величины налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности в АР Крым, аппроксимированная за пределами заданного интервала представлена в виде графика прогноза значений налоговых поступлений от туристско-рекреационной деятельности в АР Крым и представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Прогноз налоговых поступлений в бюджет АР Крым от туристско-рекреационной деятельности на период 2012-2014гг., млн. грн.

 

Развитие туристско-рекреационной сферы дает значительный (с коэффициентом 3,5-4,0) мультипликативный эффект в других отраслях экономики Крыма. Непосредственно от предприятий курортной отрасли за 2010 год поступления в бюджеты всех уровне составили 6,12%, а в 2009 году – 6,37%.

Если принять обоснованную выше оценку, что доля доходов сводного бюджета Крыма, связанных с туризмом, составляет 25%, это позволяет оценить мультипликативный бюджетный эффект от туризма коэффициентом 3,5-4,0. То есть на 1 грн. налогов, уплаченных непосредственно санаториями, пансионатами и туристическими фирмами, приходится до 4 грн. налогов, уплаченных предприятиями торговли, сервиса, транспорта и/или населением, также осуществляющим деятельность по обслуживанию отдыхающих.

Таким образом, было проведено прогнозирование социальных и экономических показателей применения программно-целевого подхода в регулировании использования ресурсного потенциала АР Крым при формировании целевой программы регионального туризма для увеличения продолжительности активного туристского сезона (что позволит повысить эффективность использования туристско-рекреационного потенциала территории АРК, уменьшить сезонные колебания в уровнях доходов, занятости, антропогенной нагрузки и т.п.) и обеспечения пространственной равномерности использования туристско-рекреационного потенциала (что позволит снизить антропогенную нагрузку на наиболее популярные туристско-рекреационные территории и объекты, сформировать дополнительные ресурсы выравнивания уровней развития регионов АРК). В целом это способствует повышению социальных и экономических показателей туристско-рекреационной деятельности.

В результате деятельности региональных органов власти по развитию туристско-рекреационного комплекса и использованию потенциала туристских ресурсов достигается создание, продвижение и реализация регионального туристского продукта на внутреннем и международном рынках – решается задача региональной туристской политики в ее экономическом аспекте. Социальный эффект достигается при увеличении численности отдыхающих и туристов, улучшении показателей оздоровления и реабилитации на курортах, повышении численности занятых в туристско-рекреационной сфере и росте благополучия населения.

Выводы по данному исследованию.  Применение региональными органами власти программно-целевого метода в управлении  использованием туристско-рекреационного потенциала региона позволяет устранить диспропорции,  территориальные противоречия и обеспечить устойчивое развитие туризма. Реализация подготовленной программы мероприятий по увеличению продолжительности курортного сезона позволит получить экономический эффект от рационального использования рекреационного потенциала территории АР Крым как на уровне региона, так и предприятий, обеспечить повышение занятости и уровня доходов населения, получения прибыли предпринимателями и бюджетных поступлений от туризма.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон України «Про туризм» від 18.11.03 г. № 1282 – IV // Відомості Верховної Ради України, 2004, N 13, ст.180.

2. Морозов В. А. Социально-экономические аспекты формирования туристической индустрии / В. А. Морозов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. –  2004. – № 6. – С. 85-96.

3. Брусокене Т. В. Формирование и реализация туристского потенциала региона: Автореф. дис.. канд.. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством / Брусокене Т. В. – СПб. – 2004. – 25 с.

4. Дорогунцов С. I. Екосередовище i сучаснiсть /  С. I. Дорогунцов, М. А. Хвесик, Л. М. Горбач, П. П. Пастушенко // Природне середовище у сучасному вимiрi. Т. 1. – К.: Кондор, 2006. – 424 с.

5. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма – 2020 (проект). – Симферополь: Министерство курортов и туризма АР Крым, 2011. – 75 с.

6. Baum, T. and Hagan, L. (1997) ‘Responses to seasonality in tourism: the experience of peripheral destinations’, Conference paper, International Tourism Research Conference on Peripheral Area Tourism. Research Centre of Bornholm, Denmark, pp. 8.

7. Goulding, P.J., Baum, T.G. and Morrison, A.J. (2004) ‘Seasonal Trading and Lifestyle Motivation: Experiences of Small Tourism Businesses in Scotland’, Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism, 5(2/3/4): 209-238.

8. Witt, S.F. and Moutinho, L. (eds.) (1995) Tourism Marketing and Management Handbook. London, New York, Prentice Hall.

 

REFERENCES

1. (2004), The Law of Ukraine "On tourism" № 1282 – IV from 18.11.2013, Vidomosti Verkhovnoi Rady Ukrainy, vol. 13, p. 180.

2. Morozov, V. A. (2004), Social'no-jekonomicheskie aspekty formirovanija turisticheskoj industrii, Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 6. Jekonomika, vol. 6, pp. 85-96. 

3. Brusokene, T. V. (2004), “Formirovanie i realizacija turistskogo potenciala regiona”, Ph.D. Thesis, Jekonomika i upravlenie narodnym hozjajstvom, Saint Petersburg, p.5.

4. Dorohuntsov, S. I. Khvesyk, M. A. Horbach, L. M. and Pastushenko P. P. (2006), Pryrodne seredovyshche u suchasnomu vymiri, vol. 1, Kondor Kyiv, Ukraine, p. 424.

5. Ministry of resorts and tourism of Crimea, (2011), “The strategy of development of tourist and recreational complex of Crimea- 2020 (draft)”, p. 75.

6. Baum, T. and Hagan, L. (1997) ‘Responses to seasonality in tourism: the experience of peripheral destinations’, Conference paper, International Tourism Research Conference on Peripheral Area Tourism. Research Centre of Bornholm, Denmark, pp. 8.

7. Goulding, P.J., Baum, T.G. and Morrison, A.J. (2004) ‘Seasonal Trading and Lifestyle Motivation: Experiences of Small Tourism Businesses in Scotland’, Journal of Quality Assurance in Hospitality & Tourism, 5(2/3/4): 209-238.

Стаття надійшла до редакції 18.09.2013 р.